Потребность моей души

Кульпаш Конырова
Потребность моей души

Можно громко и красиво говорить с высоких трибун о любви к родине, о возрождении традиций и культуры своего народа. А можно все делать молча, доказывая свой патриотизм конкретными делами. Речь в данном случае идет о Меценате с большой буквы — Сапаре Искакове, который по собственной инициативе профинансировал немало значимых культурных проектов не только в республике, но и за рубежом. То, что сделано им, в идеале должно делать целое министерство культуры

Если перечислять все звания и “деяния” Сапара Искакова, то газетной полосы однозначно будет мало. По профессии он строитель. И в своем ремесле добился серьезных высот. Сейчас Искаков — глава строительной компании, на счету которой немало значимых объектов не только в новой столице, но и по всему Казахстану. За один из них он даже имеет международную золотую медаль.
Сапар Искаков возглавляет также благотворительный фонд “Тлеп”, через который финансирует многие культурные и социальные проекты, в том числе и фестиваль казахской песни “Астана-2005”, который освещался на страницах “НП”, республиканский конкурс кобызистов, создание оркестра народных инструментов, строительство двух детских домов для сирот… В прошлом году был удостоен звания “Алтын Адам” — “Человек года”.
Будучи представителем такой земной профессии, как строитель, свою тягу к музыке, культуре Сапар Искаков объясняет не иначе, как “влияние генов”. Он — прямой потомок в пятом поколении легендарного кобызиста Тлепа Аспантай-улы, жившего в XVIII веке.
В числе последних достижений, которые осуществились благодаря его финансовой поддержке, музыкальная композиция “Тлеп”, написанная известным британским композитором Карлом Дженкинсом, и ее мировая премьера в стенах знаменитого “Королевского Альберт холла” в Лондоне. Специалисты оценивают это событие не иначе, как “прорыв казахской музыки в Европу”.
— Сапар Искакович, скажите, почему вы решились спонсировать этот, думаю, недешевый проект с Дженкинсом? В интервью “НП” Марат Бисенгалиев сказал, что с идеей о создании подобной музыкальной композиции он обратился к вам и нашел поддержку.
— Вы знаете, все началось намного раньше. Истоки этой идеи берут свое начало еще до встречи с Маратом. Если быть точным, то в 2002 году я пришел в музыкальную академию Айман Мусаходжаевой и предложил ей свою помощь. Ее сестра и коллега в одном лице, Раушан, предложила мне тогда: “Сапар Искакович, а давайте вы поможете кафедре народных инструментов, потому что скрипачам помогают все, а вот “народникам” — увы, не все!”. В то время у студентов этой кафедры не было даже костюмов, и они не могли выступать на концертах. И тогда я заказал им 64 национальных костюма. Потом помог создать ансамбль народных инструментов и ансамбль кобызистов “Тлеп”. Дальше — больше. Кобыз — это прародитель скрипки. И тогда у меня возникла идея провести эксперимент: как кобыз будет звучать в тандеме с органом? Как оказалось, великолепно! На открытии органного зала в столице прозвучали два древних инструмента — орган и кобыз. Представители немецкого посольства были в восторге. Затем я решился на… концерт джазовой музыки в “исполнении” двух кобызов. Этот концерт прошел в Президентском центре культуры. Американцы из Лос-Анджелеса, присутствовавшие на нем, восклицали: “Фантастик!”, а мои земляки с гордостью говорили мне: “Керемет!” (Прекрасно!).
Таких концертов было четыре. К сожалению, чиновники от культуры на такие мероприятия не ходят.
И вот в прошлом году, будучи в Уральске, я встретился с Маратом Бисенгалиевым, который и предложил мне идею создания необычной музыкальной композиции. Так что его предложение “упало” на подготовленную почву!
Мы отправили свое письмо по факсу Карлу Дженкинсу, а он тут же дал свое согласие. Через три месяца мы уже подписали с ним контракт.
— Если не секрет, во сколько обошелся вам весь проект по созданию “Тлепа”?
— Примерно в 300 тысяч долларов. Хотя первоначально при заключении контракта с Дженкинсом шел разговор о 100 тысячах долларах. Расходы увеличивались по мере того, как развивалась сама идея. После создания композиции встал вопрос о проведении презентации. Причем на должном уровне. Так что в расходы вошли и аренда “Королевского Альберт холла”, и дорога, и проживание всех музыкантов, финского хора… Но я ни о чем не жалею. Я считал, что коль взялся за дело, то должен был довести его, как положено, до конца.
— Но контракт на выпуск диска должен вам принести дивиденды, ведь Дженкинс — очень раскупаемый композитор?
— Да, в контракте предусмотрено, что я должен иметь какие-то проценты. Но, поверьте, для меня они не так важны, как осознание того, что наша идея получила свое воплощение и наши казахские инструменты, наша музыка зазвучали в Европе.
— Все это классно и здорово! Недавно Толеген Мухамеджанов на одном из заседаний в мажилисе обратился к министру культуры с вопросом о том, смогут ли казахстанцы здесь, а не из далекого Лондона, услышать эту музыкальную композицию? Он предложил государству найти средства на проведение подобного концерта в Казахстане. Что вы думаете на этот счет?
— Министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев лично пообещал, что найдет деньги. Но я решил сам взять на себя все расходы по организации этого концерта здесь — на родине кобыза и домбры. И я готов повторно оплатить приезд всех музыкантов, даже того же финского хора.
— Когда и где мы сможем это услышать и увидеть?
— Я предлагаю провести концерт в двух случаях: 6 июля — в День столицы. Как мне известно, к нам на празднование должен приехать герцог Йоркский принц Эндрю, который является вместе с нашим президентом страны сопредседателем Британо-Казахского общества. Согласитесь, ведь авторство “Тлепа” принадлежит Дженкинсу, англичанину, так что здесь все будет органично и к месту. Второй случай — это второй съезд лидеров мировых религий, который должен состояться в сентябре этого года. Я мечтаю, чтобы нашу мелодию и наши инструменты смогли услышать представители многих стран мира в новом концертном зале Дворца мировых религий.
— Ну, поняв вас, я предполагаю, что на этом вы не остановитесь. Есть ли у вас какие-то новые планы, идеи?
— Да, конечно. Я мечтаю о постановке балета “Тлеп и Сарыкыз” на сцене столичного театра. Музыку к балету я попросил написать нашего композитора Алмаса Серкебаева. Балетмейстером будет американец Эдвард Розинский. На главную роль приглашена из Америки наша землячка балерина Сауле Рахмедова, (первая “Мисс Казахстан”. — Прим. “НП”).
Второй проект на будущее — это строительство на левобережье Астаны Дворца кобыза “Тлеп кобыз сарайы”. Я буду строить его на свои деньги и намерен сам организовывать здесь концерты народных инструментов. Поверьте, что сюда будут приходить и казахстанцы, и иностранцы — гости столицы.
— Не много сегодня отечественных бизнесменов решаются так открыто, как вы, спонсировать такие мероприятия. 
— На мой взгляд, нужен закон о меценатстве, который подтолкнет бизнесменов спонсировать культуру, многие социальные проекты. Пока это невыгодно. Судите сами. Сегодня по закону всего лишь три процента от прибыли, которая идет на благотворительность, не облагаются налогом. Что такое три процента? Это копейки. Если бы этот показатель был увеличен хотя бы до 15 процентов, то, уверен, меценатов в стране стало бы намного больше. Но лично у меня другие принципы. Для меня меценатство — это больше веление души, чем выгода. 50 процентов своей прибыли я отдаю на поддержку культуры, на благотворительность.
— Что ж, спасибо. Удачи вам во всех ваших начинаниях.

http://xn--80abedlrikfugb0aze1mpa.xn-…/kultura-4

Материалмен бөлісіңіз:

Leave a Comment